Учимся вместе!

Зарядка
Памятки Алгоритмы
ШТРИХОВКА
Интерактивные звуковые графические диктанты
Летнее чтение перед 1 классом

ВебЛандия (сайты для детей)
Ребусы и все-все на Киндер-онлайн
Готовимся к Конкурсу Кенгуру
Склонение фамилий
Толковый словарь Даля
Грамота.ру
Юный натуралист
Занимательная география
Атлас определитель насекомых

Единый орфографический режим в начальной школе.
Порядок ведения и оформления тетрадей.
·       Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
·       Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
·       Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
 В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных  работ по базовым предметам.
Математика и русский язык:
Тетради №1 и №2 ( для текущих работ)
Тетрадь для контрольных работ.
Оформление надписей на обложке тетрадей.
 Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывают  родители или учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя.
Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.
     Надписи на обложках  необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
                                             Тетрадь №1 ( №2, №3)
для (контрольных) работ
по математике (русскому языку)
ученика 4 класса «ж» школы №1293
г Москвы
     Ивановой  Марии
      Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета.
      Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
     Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.
Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.
Оформление письменных работ по русскому языку.
 После классной и домашней работы следует отступать две строчки   (пишем на третьей).
     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
    Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
   Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки на 11 клетке.
Во втором классе дата записывается полностью: 
1 декабря.
  Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) в 6 клетке по центру и оформляется как предложение.
           Например:  Классная работа.
                               Домашняя работа.
                               Работа над ошибками.
   Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
 1-вариант.
1-в.(запись римскими цифрами)
 Слово упражнение  пишется полностью.
    Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются.                                 Образец: Упражнение 234.                                                  
      В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.
     Например:  Ветер
                          восток
                          песок
        При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
    Например:  Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.  прилагательное-прил.
глагол-гл.    предлог-пр.
мужской род-м.р.   женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время- буд.
Единственное число-ед.ч.    Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
    Следует определить, что обозначения над словами выполнять зеленой ручкой, а также простым острозаточенным  карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.  
    При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся                     Например:  мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
         Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату  записывать традиционно посередине на 6 клетке.
 В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради.
Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки на 6 клетке, отмечается номер на 11 клетке.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).    

Например:         Маленькие     ?           М.-7 м.     
                                    Большие-3м.                 Б.-3 м.   
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. Учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: 10 мячей всего купили.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
-        записать выражение полностью;
-        указать цифрами над знаками порядок действий;
-        расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
-        записать окончательное значение выражения.
Например:
         3       1      4        2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
2) 1265            3) _3450        4) + 3160
         6   253                 290                  253
         15                      3160                3413
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
Задача:  Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.    Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см
Ширина – 6 см
Периметр -? см
Площадь - ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
 Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2 (д/з)
          Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
-        записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
-        рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
 Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.
Ведение дневников в начальной школе.
       Дневник является официальным  школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению.
       Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.
  Для  учащихся единые требования к их ведению:
·       записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
·       названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., окр мир, физ-ра, изо;
·       запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)
образец: с.132, упр.453
с 154-155 (пересказ)
·       условные обозначения для дневника
сл\сл- 5 словарных слов ( ударения, орфограммы подчеркнуть, звуковые точки поставить)
Р\ош – работа над ошибками
С3 ?, ч-  читать с выражением несколько раз с 3, отвечать на все вопросы на этой странице
№3 (упр 3) у- номер выполняется устно, на уроке будет проверяться навыки этого задания

№3 (упр3) п- номер выполняется в тетради со всеми заданиями или вопросами, на уроке будет проверяться навыки этого задания
Т- задания в Тетрадях на печатной основе

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС
Русский язык. 
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе  1 ошибка и
1 исправление ( 2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены  3 ошибки (2 и 3 кл.)
Контрольный диктант.
 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5  орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Словарный диктант.
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» –  1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 3 ошибки (2 – 4 кл.)



ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
слов в минуту
1 89 сл б\ош с ВЫРАЖ
2 23 сл 5 ош
3 35сл  2ош
4 27сл 2 ош
5 17сл   4ош
6 72сл  б\ ош
7 49 сл  2 ош
8 27 сл 2 ош
9 49 сл 4 ош
10 22сл 2 ош
11 23сл 3 ош
12 65сл 3 ош
13 20сл 2 ош
14 57сл 2ош
15 58сл 2 ош
16 28 6 ош
17 58 3 ош
18
19
20 24 сл 4 ош
21 29 сл 3 ош
               ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ЗАДАНИЯМИ


ДИКТ 1 ЗАДАН 2 ЗАДАН 3 задание
кол-во ош
1 1ош Б\ош НЕ ВЫП Б\ош
2 7 ош 2 ош НЕ ВЫП НЕ ВЫП
3 3ош Б\ош Б\ош Б\ош
4 2ош 5ош 1ош НЕ ВЫП
5 НЕ СДАЛ
6 1ош 3ош 4ош Б\О
7 б\ош б\ош 1 ош б\ош
8 2ош 1ош 5ош 1ош
9 НЕ СДАЛА
10 5ош 3ош НЕ ВЫП 2ОШош
11 НЕ СДАЛА
12 НЕ СДАЛ
13 4ош 2ош 3ош Б\ош
14 4ош б\ош б\ош б\ош
15 7 ИСПР б\ош 1 ош б\ош
16 6 ош 3 ош НЕ ВЫП 9 ош
17 2 ОШ НЕ ВЫП НЕ ВЫП НЕ ВЫП
18
19
20 2 ОШ 3 ОШ 6 ОШ НЕ ВЫП
21 11  ОШ 1 ОШ 4 ОШ 2 ОШ
24 апреляСложение и вычитание без перехода через десяток 
1 выше N
2 НИЖЕ N
3 N
4 N
5 не сдана р
6 выше N
7 выше N
8 выше N
9 НИЖЕ N
10 НИЖЕ N
11 НИЖЕ N
12 НИЖЕ N
13 НИЖЕ N
14 выше N
15 НИЖЕ N
16 НИЖЕ N
17 НИЖЕ N
18 N
19 N
20 НИЖЕ N
21 НИЖЕ N

Результаты диагностик

чтение\оценка русск\оценка мат\оцен
1 4 5 4
2 3 2 2
3 4 3 4
4 2                   3- 5
5 3 2 3
6 5 4 5
7 5 4 5
8 4 3 4
9
10
11
12 5 4 4
13 2 2 3
14 5 5 5
15 4 4 4
16 2 2 3
17 3 3 2
18       5 5 5
19 3 2 4
20 3 2 3
21 3 2 3

Работа в тетради по математике 27 марта


Проверочная тематическая работа по Окружающему миру 15 марта

времена года месяцы месяцев в году  последний  мес знак где можно кататься на велос
1 б\о не выполн
2 не выполн не выполн не выполн не выполн б\о не выполн
3 не выполн б\о
4 не выполн б\о б\о б\о б\о не выполн
5 не выполн 3 ош б\о не выполн
6 б\о б\о
7 не выполн не выполн б\о б\о б\о б\о
8 б\о б\о б\о б\о
9 не выполн не выполн не выполн не выполн не выполн не выполн
10 б\о б\о б\о не выполн б\о
11 б\о б\о б\о не выполн не выполн
12 б\о 1 ош б\о б\о б\о
13 б\о не выполн б\о не выполн не выполн
14 б\о б\о б\о б\о б\о б\о
15 б\о 1 ош б\о б\о
16 б\о не выполн
17 3 ош 7 ош б\о не выполн не выполн
18 б\о б\о б\о б\о б\о б\о
19 не выполн не выполн б\о не выполн не выполн
20 не выполн б\о б\о не выполн
21 не выполн 3 ош б\о не выполн





Итоговая работа по математике за 2 триместр 

кол-во решенного из   5 обязательных и одного со* заданий
1 4 из 5 и *
2 2из 5
3 4из 5
4
5 1из  5
6 5 из 5 и *
7 4из 5 и *
8 5 из 5 
9
10
11 2 из 5
12 4из 5
13 2из 5
14 5 из 5 
15
16 1 из 5
17 1из 5
18 5 из 5
19 3 из 5
20 1 из 5
21 ни одного из 5 верно


Состав чисел первого десятка 
(номер в Тетрадях по математике был)
кол-во ош
1 б\ош
2
3 б\ош
4 б\ош
5       15
6 б\ош
7 б\ош
8 б\ош
9 3
10 б\ош
11
12 б\ош
13 1
14 б\ош
15 1 ош
16 2
17 7
18
19 1
20 3
21
12.1.2017
Техника чтения 29 декабря
Техника чтения включает в себя :
  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).  
  •   Подробнее см  «Родительское собрание…»
слов в минуту
1 24 сл б\ош
2 5 сл 2 ош
3 14сл б\ош
4 5сл 2 ош
5 14слб\ош
6 50сл 1ош
7 49 сл2ош
8 9 сл 2 ош
9 13 сл 4 ош
10 17сл 4ош
11 8сл 5 ош
12 19 сл 3 ош
13 8сл 3 ош
14 23сл б\ош
15 24сл 2 ош
16 24 6 ош
17 28 3 ош
18
19 14 сл 3ош
20 18 сл 3 ош
21 23 сл 3 ош
Что должен уметь первоклассник к концу 1 четверти.

• Знать понятия:  речь (устная и письменная), предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
То ,что мы говорим и пишем- это речь…Говорим вслух- устная речь. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова- из звуков. Пишем букву. Говорим звук.
• Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
Назови первый звук…Назови второй звук. ..Он гласный или согласный? Если согласный звук- то твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Если звук гласный- то ударный или безударный?  Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
• Различать гласные и согласные звуки и буквы.
• Определять место ударения в слове.
• Уметь читать слоги /
Читать  незнакомый текст (для умеющих читать) со скоростью 20 слов в минуту.
• Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова. Переводить печатный текст в прописной (небольшие слова списывать с образца)
• Иметь пространственные и временные представления (сверху, вправо,…)
• Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
• Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
• Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
• Соотносить число предметов и цифру.
• Усвоить  и выучить состав чисел: 2,3,4,5. Домики- пять это 3 и2, 1 и 4…
• Читать простейшие математические записи со знаками больше\меньше.
• Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Уметь чертить отрезок заданной длины, прямую линию по линейке.
Срез знаний "Состав чисел 1-5"

21.11
№в Т
состав чисел 1-5
1
б\ош
2
б\ош
3
б\ош
4
9 ош
5
12 ош
6
б\ош
7
б\ош
8
б\ош
9
2ош
12
4ош
14
б\ош
15
1ош
16
2ош
17
5ош
19
б\ош
20
6 ош
21
12 ош


Наши первые работы
Тетради по Обучению грамоте
 
Прописи
 

Тетради по Математике

Работа 11 ноября 2016г







Фонетический  разбор.
Фонетика — раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.
Буквы –  это  графические   знаки,  с  помощью которых  звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова,  мы видим буквы, а произносим звуки.   Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
  • А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща  [ч’ащ’а], часы  [ч’асы].
  • Я,  Ё,  Ю,  И, Е —  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми:
    мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли  [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и  дают один гласный звук :я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
      Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].
    • Я, Ё, Ю, Е  дают 2 звука:  согласный [й’] и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  [й’aма ], ёлка  [й’олка],  юла  [й’у ла ],  ель  [й’эл’];
      • после гласных: маяк [май’ак],  поёт  [пай’от],  поют [пай’ут],  поел [пай’эл];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ],  объём [абй’ом], вьюга [вй’уга],  съезд [сй’эст].
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я]не существует.
  •  [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.


  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), сонорные.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’],  [з’],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С  —  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]  имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ  —  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] — всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .

Фонетический  разбор.
Фонетика — раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.
Буквы –  это  графические   знаки,  с  помощью которых  звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова,  мы видим буквы, а произносим звуки.   Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
  • А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща  [ч’ащ’а], часы  [ч’асы].
  • Я,  Ё,  Ю,  И, Е —  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми:
    мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли  [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и  дают один гласный звук :я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
      Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].
    • Я, Ё, Ю, Е  дают 2 звука:  согласный [й’] и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  [й’aма ], ёлка  [й’олка],  юла  [й’у ла ],  ель  [й’эл’];
      • после гласных: маяк [май’ак],  поёт  [пай’от],  поют [пай’ут],  поел [пай’эл];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ],  объём [абй’ом], вьюга [вй’уга],  съезд [сй’эст].
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я]не существует.
  •  [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке),  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’],  [з’],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    •   Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С  —  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]  имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ  —  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] — всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .
Успешность формирования навыка письма  во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Это очень важно, потому что правильная поза,  положение ручки и координация движений  формируют  технику письма и   графический навык. Для ребенка, который соблюдает эти правила, письмо становится удобным, четким, быстрым.
   Прежде, чем учить ребенка писать, необходимо обратить внимание на его посадку (позу) при письме:
*сидеть нужно ПРЯМО;
*спиной опираться на спинку стула;
*ноги должны стоять прямо на полу или специальной подставке;
*руки должны опираться о край стола (парты), а локти выступать за край стола;
*тетрадь нужно придерживать левой (для праворуких) и правой (для леворуких) рукой.

   Тетрадь должна лежать под наклоном.  Нижний левый угол тетради должен находиться напротив середины груди пишущего.
   Ручка должна быть длиной 14 – 16 см, не толстая, цвет пасты темно – синий или темно – фиолетовый.
   При письме ручку следует положить  на левую часть среднего  пальца  пишущей  руки. Большой палец должен придерживать ее с левой стороны, а указательный – сверху, на расстоянии около 2 см от кончика стержня. Нужно следить, чтобы пальцы не были напряженными. Безымянный палец и мизинец слегка согнуты внутрь ладони. Рука  должна опираться  на сустав мизинца. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит,  ребенок держит ее правильно.
   Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. Поэтому важно сразу научить ребенка правильно сидеть при письме и правильно держать пишущий предмет.